|
Советы психолога |
|
— Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами. — Обучая ребенка честности, будьте честны сами. Ребенок должен понимать, что вы не можете смириться с ложью и всякая неправда вам чужда. Даже умолчание для вас — тоже ложь. — Чем лучше будет ребенок чувствовать себя в вашем обществе, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать желание солгать. — Чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте за хорошие поступки. — Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи. — Причинами лжи могут служить следующие проблемы: нужда в похвале или проявлении любви взрослого; попытка скрыть свою вину; попытка избежать наказания; желание выразить свою враждебность тому, кто лжет. — Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребенку так, чтобы разрешить его проблему. — Не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дав оценку собственному поступку. — Сделайте все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.
|
Если ребенок гипердинамичен |
|
— Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть. — Четко придерживайтесь режима дня. — Строго разграничьте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом. — Приобщайте ребенка к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию. — Приобщайте ребенка к командным играм, где ребенок мо¬жет подчиняться определенным требованиям, ставить перед собой цель и стремиться выполнить ее. — Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. — Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач. — Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей. — Не принимайте у себя большое количество гостей и не ходите с ребенком в шумные компании. — Хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это даст ребенку уверенность в своих силах. — Говорите с ним сдержанно, мягко, спокойно. — Учите его сдерживать «бурлящие» эмоции и постарайтесь не выплескивать свои. — Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш ребенок в зародыше. — Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребенка. Если возникла необходимость отчитать, проработать — делайте это не грубо, а взволнованно и эмоционально. — Наказывайте гипердинамичного ребенка только неподвижностью. — Следите за дисциплиной. Устраняйте влияние всепрощающих взрослых.
|
|
— Выражайте безусловное расположение ребенку. — Общайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует повышения уровня тревожности. — Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств. — Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее попросить. — Заранее разъясните ребенку новую ситуацию и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях. — Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите их идти на разумный риск и переносить поражения. Учите тому, что неудача — это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства. — Помогите застенчивым найти и оценить в себе то, что есть в них хорошего, приучая принимать похвалу без лишнего смущения. — Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его возможностям. — Помните, что застенчивому ребенку необходима стабильность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны. — Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. Прикосновение успокаивает, лечит и стабилизирует ребенка. — Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с другими детьми. — Учите ребенка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями к вашим друзьям, соседям. — Общайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста, «глаз в глаз», т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора. — Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно. — Будьте открыты и искренни. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.
|
|
— Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть. — Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением. — Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос. — Никогда не позволяйте ребенку работать «на время». Временной цейтнот категорически противопоказан медлительному ребенку. — Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах. Работайте с ним на «положительном подкреплении»: при неудачах — подбодрите, самый ничтожный успех — подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха. — Всегда помните о том, что такому ребенку надо время «на раскачку». — Используйте приемы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе. — Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других. — Стремитесь к строгому соблюдению режима дня. — Вырабатывайте у ребенка чувство времени. — Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой, ритмикой. — Чаще переключайте внимание ребенка в процессе деятельности. |
Если ребенок плохо запоминает |
|
— Учите ребенка ставить цель запомнить надолго. — При подготовке уроков чередуйте способы работы: конспектирование, запоминание со слуха, использование схем, диаграмм, графиков, рисунков и т.д. — Для того чтобы лучше запомнить текст, прочитывайте его вслух. — Ребенок лучше запоминает тогда, когда перескажет прочитанное. — Во время заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить. — Для осмысления запоминаемого текста можно использовать схему: 1. О чем или о ком говорится в тексте; 2. Что об этом говорится. — При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой. Кто хорошо осмысливает — хорошо запоминает и долго помнит. — Готовить уроки следует сразу же в день объяснения нового материала, т.к. забывание активнее происходит в первые 24 часа. После математики учите историю, после физики — литературу, память любит разнообразие. — При подготовке материала день в день следует разделять во времени понимание и запоминание. — Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день. — Учить материал нужно в определенное время, чтобы выработать режим. Вечером, перед сном, нужно повторить выученное. — Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте целиком, длинные разбивайте на порции.
|
Приёмы педагогического воздействия в работе с трудными подростками |
|
1. Созидающие приёмы:
- проявление доброты, заботы, внимания; - просьба; - поощрение; - одобрение, похвала; - награда; - доверие; - удовлетворение определённых интересов и потребностей; - выражение положительного отношения; - авансирование личности; - прощение; - проявление огорчения; - поручительство. |
|
2. Приёмы, способствующие повышению успеваемости:
- организация успеха в учёбе; - ожидание лучших результатов. |
|
3. Приёмы, вовлекающие в накопление опыта правильного поведения:
- убеждение; - доверие; - моральная поддержка; - вовлечение в интересную деятельность; - пробуждение гуманных чувств; - нравственное упражнение. |
|
4. Тормозящие приёмы:
- констатация поступка; - осуждение; - наказание; - приказание; - предупреждение; - возбуждение тревоги о предстоящем наказании; - проявление возмущения; - выявление виновного. |
|
5. Приёмы со скрытым действием:
- параллельное педагогическое воздействие; - ласковый упрёк; - намёк; - мнимое безразличие; - необычное приказание; - мнимое одобрение; - карикатура; - мнимое недоверие; - выполнение определённого дела вместо воспитанника. |
Условия, определяющие успех воспитательной работы с трудным ребёнком |
|
1. Оптимистическое отношение к подростку. 2. Опора на его положительные качества. 3. Подчёркнутое доверие к его нравственным силам, потенциальным возможностям. 4. Решительная борьба со всякого рода привычками, разъяснение подростку его гнусности и аморализма, унижающих человеческое достоинство. 5. Принятие всех возможных мер по изоляции подростка от прежней аморальной среды. 6. Строгий контроль за поведением подростка. 7. Контроль за воспитанием его в семье, оказание ей необходимой помощи, а в отдельных случаях принятие мер уголовного или административного воздействия на родителей. | |
|
| | |