Отдел общего и дополнительного образования

Советы психолога

 

Если ребенок лжет

 

 

— Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.
— Обучая ребенка честности, будьте честны сами. Ребенок должен понимать, что вы не можете смириться с ложью и всякая неправда вам чужда. Даже умолчание для вас — тоже ложь.
— Чем лучше будет ребенок чувствовать себя в вашем обще­стве, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать желание солгать.
— Чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте за хорошие поступки.
— Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи.
— Причинами лжи могут служить следующие проблемы: нуж­да в похвале или проявлении любви взрослого; попытка скрыть свою вину; попытка избежать наказания; желание выразить свою враждебность тому, кто лжет.
— Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребенку так, чтобы разрешить его проблему.
— Не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дав оценку собственному поступку.
— Сделайте все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.

 

Если ребенок гипердинамичен

 

 

— Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть.
— Четко придерживайтесь режима дня.
— Строго разграничьте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.
— Приобщайте ребенка к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию.
— Приобщайте ребенка к командным играм, где ребенок мо¬жет подчиняться определенным требованиям, ставить перед собой цель и стремиться выполнить ее.
— Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
— Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.
— Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.
— Не принимайте у себя большое количество гостей и не ходите с ребенком в шумные компании.
— Хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это даст ребенку уверенность в своих силах.
— Говорите с ним сдержанно, мягко, спокойно.
— Учите его сдерживать «бурлящие» эмоции и постарайтесь не выплескивать свои.
— Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш ребенок в зародыше.
— Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребенка. Если возникла необходимость отчитать, проработать — делайте это не грубо, а взволнованно и эмоционально.
— Наказывайте гипердинамичного ребенка только неподвижностью.
— Следите за дисциплиной. Устраняйте влияние всепрощающих взрослых.


Если ребенок застенчив

 

 

— Выражайте безусловное расположение ребенку.
— Общайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует повышения уровня тревожности.
— Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств.
— Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее попросить.
— Заранее разъясните ребенку новую ситуацию и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.
— Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите их идти на разумный риск и переносить поражения. Учите тому, что неудача — это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства.
— Помогите застенчивым найти и оценить в себе то, что есть в них хорошего, приучая принимать похвалу без лишнего смущения.
— Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его возможностям.
— Помните, что застенчивому ребенку необходима стабильность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны.
— Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. Прикосновение успокаивает, лечит и стабилизирует ребенка.
— Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с другими детьми.
— Учите ребенка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями к вашим друзьям, соседям.
— Общайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста, «глаз в глаз», т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора.
— Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.
— Будьте открыты и искренни. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.

 

Если ребенок медлителен

 

 

— Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
— Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением.
— Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос.
— Никогда не позволяйте ребенку работать «на время». Временной цейтнот категорически противопоказан медлительному ребенку.
— Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах. Работайте с ним на «положительном подкреплении»: при неудачах — подбодрите, самый ничтожный успех — подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха.
— Всегда помните о том, что такому ребенку надо время «на раскачку».
— Используйте приемы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе.
— Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других.
— Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.
— Вырабатывайте у ребенка чувство времени.
— Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой, ритмикой.
— Чаще переключайте внимание ребенка в процессе деятельности.

Если ребенок плохо запоминает

 

 

— Учите ребенка ставить цель запомнить надолго.
— При подготовке уроков чередуйте способы работы: конспектирование, запоминание со слуха, использование схем, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.
— Для того чтобы лучше запомнить текст, прочитывайте его вслух.
— Ребенок лучше запоминает тогда, когда перескажет прочитанное.
— Во время заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить.
— Для осмысления запоминаемого текста можно использовать схему: 1. О чем или о ком говорится в тексте; 2. Что об этом говорится.
— При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой. Кто хорошо осмысливает — хорошо запоминает и долго помнит.
— Готовить уроки следует сразу же в день объяснения нового материала, т.к. забывание активнее происходит в первые 24 часа. После математики учите историю, после физики — литературу, память любит разнообразие.
— При подготовке материала день в день следует разделять во времени понимание и запоминание.
— Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
— Учить материал нужно в определенное время, чтобы выработать режим. Вечером, перед сном, нужно повторить выученное.
— Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте целиком, длинные разбивайте на порции.

 

Приёмы педагогического воздействия в работе с трудными подростками

 

 

1. Созидающие приёмы:

- проявление доброты, заботы, внимания;
- просьба;
- поощрение;
- одобрение, похвала;
- награда;
- доверие;
- удовлетворение определённых интересов и потребностей;
- выражение положительного отношения;
- авансирование личности;
- прощение;
- проявление огорчения;
- поручительство.

 

 

2. Приёмы, способствующие повышению успеваемости:

- организация успеха в учёбе;
- ожидание лучших результатов.

 

 

3. Приёмы, вовлекающие в накопление опыта правильного поведения:

- убеждение;
- доверие;
- моральная поддержка;
- вовлечение в интересную деятельность;
- пробуждение гуманных чувств;
- нравственное упражнение.

 

 

4. Тормозящие приёмы:

- констатация поступка;
- осуждение;
- наказание;
- приказание;
- предупреждение;
- возбуждение тревоги о предстоящем наказании;
- проявление возмущения;
- выявление виновного.

 

 

5. Приёмы со скрытым действием:

- параллельное педагогическое воздействие;
- ласковый упрёк;
- намёк;
- мнимое безразличие;
- необычное приказание;
- мнимое одобрение;
- карикатура;
- мнимое недоверие;
- выполнение определённого дела вместо воспитанника.

Условия, определяющие успех воспитательной работы с трудным ребёнком

 

1. Оптимистическое отношение к подростку.
2. Опора на его положительные качества.
3. Подчёркнутое доверие к его нравственным силам, потенциальным возможностям.
4. Решительная борьба со всякого рода привычками, разъяснение подростку его гнусности и аморализма, унижающих человеческое достоинство.
5. Принятие всех возможных мер по изоляции подростка от прежней аморальной среды.
6. Строгий контроль за поведением подростка.
7. Контроль за воспитанием его в семье, оказание ей необходимой помощи, а в отдельных случаях принятие мер уголовного или административного воздействия на родителей.

Дата последнего обновления страницы 30.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»